РЦ"Сибирь"

РЦ"Сибирь"

Реабилитационный центр

для людей с наркотической

и алкогольной зависимостями

Иркутская область

8-800-300-38-42

Реабилитационный центр

для людей с наркотической 

и алкогольной зависимостями

Бесплатная горячяя линия

для России

73-82-92

Новости

 

 

Почему молодые люди пробуют наркотики?

 

Почему молодые люди пробуют наркотики?

 

Подавляющее большинство молодых людей начинают употреблять наркотики просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Молодые люди слышат о приятных эффектах воздействия наркотиков от других людей и хотят пережить такие же ощущения. Если соблазн ощутить необычные состояния преодолевает осознание опасности последствий, то подросток может решиться на эксперимент.

Другие молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей.

Причиной первого употребления наркотика может быть и жела­ние развлечься, получить чувственное удовольствие. Очень сильным мотивом для первой пробы наркотиков может быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.

Вероятность приобщения подростка к наркотикам очень сильно может зависеть от того, употребляют ли их его друзья. Некоторые подростки хотят добиться признания, стараясь казаться более отважными и решительными, чем другие, совершая поступки, на кото­рые другие не решатся. Они хотят показать, что уже взрослые и могут делать то, что непозволительно детям.

Еще одним важным мотивом для того, чтобы попробовать нарко­тики, может быть желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять:

 

·  Мне нужно было отвлечься от одолевших меня проблем.

·  Я чувствую себя усталым и подавленным, и мне нужно было взбодриться.

·  Мне нужно было бодрствовать всю ночь, чтобы подготовиться к экзаменам.

·  Когда я «сижу на травке», я чувствую себя более уверенно и способен сделать все, что захочу.

·  Наркотики становятся средством, позволяющим чувствовать себя среди людей более комфортно.

 

Те, кто использует наркотики, чтобы снять внутреннее напряже­ние и беспокойство, уйти от проблем или действительности или же компенсировать ощущение собственной неполноценности, могут незаметно привыкнуть постоянно прибегать к наркотикам как к прос­тому и надежному средству.

Некоторые молодые люди начинают заниматься продажей нар­котиков в самом раннем возрасте, прежде чем сами начинают их употреблять. В конце концов, от торговли наркотиками можно прийти к их употреблению.

Причины приобщения молодых людей к наркотическим веществам бывают самыми разными. Те, кто, стремясь разрешить личные эмоциональные проблемы, регулярно употребляют наркотики, не вызывающие физиологической зависимости, становятся психоло­гически зависимыми от них. Также толчком к экспериментам с наркоти­ками является проблемная ситуация в школе. Неуважительное и несправедливое отношение со стороны учителей, навешивание ярлы­ков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способности детей, манипулирование чувством вины и конкуренцией разрушают у детей ощущение безопасности в школе, занижают их самооценку, снижают доверие к педагогам. Если давление обстоятельств вызывает у ребенка парализующее состояние, то можно обнаружить порой прямые параллели между этим эмоцио­нальным состоянием и развитием зависимости.

 

Потребность в употреблении наркотиков часто возникает по при­чине внутренних семейных проблем. Семья является первичным институтом социализации ребенка. Здесь дети учатся основным правилам жизни, деятельности, отношениям, опираясь на индиви­дуальные родительские примеры и на межличностный стиль взаимо­отношений членов семьи. Выделяют три стиля воспитания, наиболее способствующих формированию зависимости. 

 

1. Гиперопекающий (сверхзаботливый) стиль воспитания.

 

При  гиперопеке родители стремятся выполнять за ребенка большинство задач, относятся к нему, как к «маленькому», контро­лируют каждый его шаг, игнорируют его взросление, стимулируют сохранение таких детских качеств, как наивность, игривость, бес­помощность, тем самым оставляя слишком мало свободного места для экспериментирования и опробования новых способов поведения, мало содействуя развитию самостоятельности и ответственности. Родители «сдувают пылинки» с ребенка, содержат его в оранжерейных условиях, сами осуществляют выбор друзей. Практически каждый шаг ребенка контролируется взрослыми, они решают его проблемы в школе, утря­сают конфликты с друзьями и учителями и т.д.

 

 2. Авторитарный стиль воспитания.

 

В семьях, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания, родители закрыты для постоянного общения с детьми. Они устанавливают жесткие правила и требования, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. В таких семьях с ребенком разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай, что я говорю», «делай, как тебе говорят». Родители играют роль непререкаемого авторитета, требуют беспрекословного повиновения, при этом добиваются уважения к себе и отказывают в этом ребенку, постоянно подчеркивают свое право, ущемляя права ребенка. Они прибегают к физическим наказаниям за то, что ребенок получил плохую оценку или не выполнил поручения. В таких семьях ребенка часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа «идиот», «лентяй», «безмозглый», «тупой» и т.д., а успехи детей воспри­нимаются как должное. Настоящая родительская любовь подменяется тщеславием или ощущениями своей жертвенности. Дети, воспитанные в таких семьях, имеют изначально заниженную самооценку. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми, а мальчики - неуправ­ляемыми и агрессивными.

 

 3. Попустительский, или все допускающий, безразличный стиль воспитания.

 

В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил, родители заняты решением своих проблем и считают, что ребенок может и должен справиться со своими проблемами самостоятельно. Их не интересует, чем занимается ребенок, какие у него потребности, интересы. Порой родители откупаются от ребенка деньгами, одеждой, сладостями, тем самым формируя у него потребительское отношение к жизни. Приоритетными становятся материальные ценности. Жизнь строится по принципу главенства желания (потребности), предпо­лагающего отсутствие контроля и обязательств. Это ведет к безнад­зорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков, к склонности детей попадать в дурные компании и скверные истории.

 

Существует связь между описанными стилями семейного воспи­тания и различными семейными факторами, которые могут способст­вовать употреблению наркотиков. 

 

Конфликты

 

·  Конфликты между родителями.

·  Безответственность мужа.

·  Несчастливая семья.

·  Несчастливая мать.

·  Дисгармония в семье.

·  Отец принимает недостаточное участие в делах семьи.

·  Дети как заложники семейных ссор.

 

Ребёнок - «козёл отпущения»

·  Родители обвиняют ребёнка во всех конфликтах и проблемах, срывают на нём своё зло.

 

Разводы, неполные семьи

·  Неполные семьи.

·  Один или оба родителя отсутствуют дома большую часть времени.

·  Отсутствие одного из родителей.

 

Лицемерие

·  Двойные стандарты поведения: одни для себя, другие - для детей.

·  Отрицание родителями своей неправоты и ошибок.

 

Психологические «костыли»

·  Родители   чувствуют  неуверенность  в  борьбе  с  жизненными проблемами, дети не учатся у них противостоять трудностям, а берут пример с тех,  кто «борется» с помощью алкоголя или наркотиков.

 

Недостаток общения

·  Недостаточная способность к общению.

·  Родители не понимают детей.

·  Родители не стремятся к общению, опасаясь услышать что-либо нежелательное для себя.

·  Дети, которые могут открыто говорить со своими родителями, значительно реже прибегают к наркотикам, чем те, кто такой возможностью не обладает.

 

В случае нарушения эмоционального контакта между ребенком и родителями разрушается и эмоциональная зависимость - основа воспитания. Но человек не в состоянии существовать вне группы, и он начинает искать возможность «прикрепляться» к кому-то вне семьи.

 

В условиях широкой распространённости подростковой нарко­мании крайне высока вероятность того, что группа, которую подросток или ребенок выберет в качестве эмоционального «донора», будет зара­жена наркотическим «вирусом». У такой группы система ценностей и общепринятые модели поведения в той или иной степени подчинены наркотику. Устанавливая с ней связь на уровне переживаний и впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость, ребенок начинает перени­мать эти модели и оказывается связанным с наркогенной средой, а значит, и с наркотиком. Это начальный этап наркозависимости. Будучи принятым в группу, подросток обязан следовать ее нормам. В нарко­тиках начинают видеть средство, которое дает ощущение безопас­ности и покоя, позволяет снять внутреннее напряжение. Если человек психологически пристрастился к наркотикам, вызывающим и физио­логическое привыкание, то сила такой зависимости удваивается желанием снять боль.

 

 

Присоединяйтесь!

Узнайте больше о жизни нашего центра и ребят.